Если ребенок плохо запоминает...
Учите ребенка ставить цель запомнить надолго.
При подготовке урока следует чередовать способы работы: конспектирование, запоминание со слуха, использование схем, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.
Для того, чтобы запомнить текст, нужда прочесть его вслух.
Ребенок лучше запомнит тогда, когда перескажет прочитанное.
Во время заучивания ребенок должен понять то, что нужно запомнить.
Для
осмысления запоминаемого текста можно использовать следующую схему:
1. О чем или о ком говорится в тексте;
2. Что об этом говорится
При запоминании пользуйтесь смысловыми: опорами, соотнесением и группировкой - кто хорошо осмысливает, тот хорошо запоминает и долго помнит.
Готовить уроки следует сразу же в день объяснения материала, т.к. забывание активнее всего происходит в первые 24 часа.
После математики учите литературу: память любит разнообразие.
При подготовке день в день разделяйте во времени понимание и запоминание.
Лучше учить по 1 часу 7 дней, чем 7 часов подряд в 1 день.
Учить нужно в определенное время, чтоб выработать режим.
Перед сном повторить выученное.
Не учите стихи по столбцам.
Короткие заучите целиком, длинные по порциям.
Если ребенок рассеян...
- Принимайте его таким, каков он есть.
- Не ругайте за то, что он рассеян.
- Не ставьте его рабочий стол рядом с окном.
- Уберите с него посторонние предметы.
- Научите его планировать свою деятельность.
- При выполнении учебных заданий научите пользоваться алгоритмами.
- Поддерживайте четкий распорядок дня.
- Используйте зрительные опоры для укрепления устных инструкций, заданий.
- Давайте только одно задание и достаточное количество времени для его выполнения.
- Не отвлекайте его во время работы.
- Учите ставить цель, планировать действия в соответствии с целью, выполнять действия, сличать результат с запланированным.
- Научите его вязать, шить, вышивать, выжигать и т.п., т.к. эти виды деятельности способствуют развитию усидчивости и сосредоточенности. Поручайте ему ответственные задания, требующие поэтапного достижения цели.
- В случае необходимости осторожно направляйте его.
- Чаще просите проверить ошибки в чьей-либо тетради, выполнить кропотливую работу.
- Поощряйте и хвалите за все виды деятельности, требующие концентрации внимания, усидчивости и сосредоточенности.
Если ребенок медлителен...
- Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.
- Не торопите его, поощряйте, подбадривайте словом, взглядом, прикосновением.
- Наберитесь терпения.
- Работа с медлительными детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос.
- Всемерно способствуйте развитию уверенности в своих силах.
- Работайте с ним на "положительном подкреплении": при неудачах - подбодрите, самый ничтожный успех - подчеркните.
- Всегда создавайте ситуацию успеха.
- Всегда помните о том, что такому ребенку нужно время на "раскачку".
- Используйте приемы опережающего воздействия.
- Заранее напоминайте, создавайте условия, облегчающие ребенку выполнение задания в более быстром темпе.
- Привыкайте к совместной деятельности.
- Ребенок, заражаясь общим настроением, стремится согласовать свои действия с действиями других.
- Стремитесь к строгому соблюдению режима дня.
- Вырабатывайте у ребенка чувство времени.
- Привлекайте ребенка к занятиям физической культурой, ритмикой.
- Чаще переключайте внимание ребенка в процессе деятельности.